Прогнозы на импорт из других стран
Год назад, в мае 2022, импорт в Россию уменьшился на 50% по мнению экспертов Forbes. Виной тому – санкции. Последних становится всё больше, пакеты их расширяются, подминают под себя новые сферы, отдельные предприятия.
Часть проблем с доступностью стратегически важных товаров, компонентов, сырья, решена параллельным импортом – поставки на территорию РФ проходят без разрешения правообладателя торговой марки. Он помогает обеспечить бесперебойную работу ВПК, машиностроения, изготовление жизненно необходимых лекарств, электроники.
Как привезти что-нибудь нужное?
Первые санкции против РФ появились ещё в 2014 году. Тогда и появились первые “скрытые тропы” логистики, поставки по параллельному импорту. Но главное – началась работа по импортозамещению. Какие же предпочтения у государства, как это скажется на нас с вами?
Маршруты в условиях санкций
В первой половине 2022 разорвались логистические цепочки, продуманные и отработанные годами. Крупнейшие контейнерные морские перевозчики отказались работать с Россией, страны ЕЭС закрыли свои границы для российских логистических компаний и водителей. Сейчас работают единицы небольших морских компаний с малотоннажными судами, которые с трудом закрывают возросшие потребности по доставке из портов Китая, других стран Азии на Дальний Восток.
За прошедший год проработаны маршруты через порты Дальнего Востока, далее – железной дорогой, автомобильными перевозками через территории Турции, Ирана, Казахстана, Китая. Основной объём перевозок идёт через Турцию и Казахстан – обе страны поддерживают с Россией тесные отношения, но испытывают давление со стороны США и ЕЭС. Турция – вдвойне, как член НАТО.
В настоящее время тарифы находятся в районе 6-8 тысяч долларов за контейнер, что примерно в пять раз выше доковидного уровня. Спрос остаётся стабильно высоким, при ограниченном предложении тенденции к их снижению нет. Импорт есть и будет!
Параллельный импорт. Рост или сокращение?
В 2022 году, после ввода санкций многие дистрибуторы и ИТ-компании смогли получить хорошую прибыль за счёт начавшегося дефицита техники — компьютерной, бытовой и т.д. Помог параллельный импорт — заработали те, кто сумел переориентировать логистику на Казахстан, Турцию, Китай. Однако вмешались курсовые скачки валюты, увеличилось плечо логистики: товар покупался по одному курсу, растамаживался по третьему, а пока доезжал до прилавков, валюта опять меняла свой курс. Те, кто быстро перестроил работу и воспользовался новыми маршрутами доставок, в итоге выиграли. Они сумели занять освободившиеся ниши на рынке. Но есть компании, которые зафиксировали убытки, близки к банкротству. Возникали ситуации, когда электронное или компьютерное оборудование запустить и эксплуатировать нельзя — производитель не оказывает поддержку лицензии на территории РФ, а обхитрить программы не получается. Это вылилось в дорогостоящие убытки.
В этом году ситуация немного спокойнее:
- Отработаны новые каналы поставок.
- Продуманы платежи.
- Обеспечен сервис и гарантийное обслуживание.
- Поставляются расходные материалы и запчасти.
- Отсеяны ненадёжные таможенные брокеры.